ГЛОССАРИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ КИТАЙСКОГО ФАРФОРА


ГЛОССАРИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ КИТАЙСКОГО ФАРФОРА



        А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

А -

арита (имари)

- тип японского фарфора, производимого в печах Арита провинции Хизэн, вывозившийся в Европу через порт Имари; его отличительный признак - роспись кобальтом в сочетании с надглазурной железной красной, а также золотом, зеленой и желтой эмалей.

   китайская арита

- тип китайского экспортного фарфора с начала 1700-х годов, использующий традиционную сине-красную гамму японских изделий. Иногда в сочетании зеленой и желтой эмалей.

арлекин (фр.)

- разновидность гаммы «розового семейства», где клейма обрамляются вертикальными полосами с чередованием розовой, светло- зеленой, черной, белой и желтой эмалями.

Б -

В -

вань (кит.)

- чаша без ручки на невысокой кольцевой ножке.

Г -

глазурь

- покрытие керамических изделий, придающие блеск поверхности. Состоит из размельченного каолина, полевого шпата, кварца, глины и вода. Цвет глазури зависит от добавления различных окислов металлов.

гуань
- (китайск. guang — "шляпа, гребень") — в традиционном искусстве Китая — сосуды из фарфора или металла, с шарообразным, суживающимся книзу туловом, низким широким горлом и характерной крышкой с широкими "полями", напоминающей шляпу (см. т. 7, рис. 304). Эта форма была популярна у европейцев и копировалась мастерами делфтских фаянсов в Голландии в XVII—XVIII вв.

     (ча е гуань) - сосуд округлой формы с широким горлом и крышкой. Предназначался для хранения чая, а также для новогодних подношений.

гуюэсюань [gǔ yuè xuān](кит. досл. “терраса старой луны”)

– изысканный стиль фарфоровой росписи, возникший в период Цяньлун (1736-1796), по одной версии, под влиянием работ некоего мастера по росписи стеклянных табакерок, по другой – под влиянием работавших в Китае европейских художников. Изделия этого типа обычно имеют изящный плавный абрис, тонкий черепок, покрывающая их глазурь – или ослепительно-блестящая, или матовая, в росписи преобладает тончайший контур железной красной, обрамляющий предельно высветленные эмалевые краски с элементами светотеневой моделировки.

гэяо

- тип керамики с глазурью голубоватого цвета.

Д -

доуцай или жэнъцай (кит. “борющиеся” или “соперничающие” краски)

- техника росписи фарфора, появившаяся в период Сюаньдэ (1426 - 1435); сочетает роспись зеленой, желтой эмалями, железной красной с добавлением подглазурного кобальта; контуры изобразительных элементов рисунка обычно окаймляется тонкой кобальтовой линией.

   доу-цай.jpg

дэхуа

- мастерские в провинции Фуцзянь, где производился белый фарфор начиная с периода Сун (Х-ХIII вв.): монохромные изделия с очень светлой или белой глазурью. С XVI века создаются образы буддийской скульптуры небольшого размера для алтарей. В Европе такие изделия называли блан-де-шин – “китайские белые”.

Е -

Ж -

жуяо (кит.)

- тип керамики с глазурью нежного серовато-голубого цвета.

З -

«зеленое семейство» (инцай)

- термин, введенный европейцами для обозначения полихромной росписи с преобладанием двух оттенков зеленой краски с добавлением черной, коричневой, желтой, обержин (баклажан) и коралловой красок.

И -

инцай (кит. “яркие, блестящие краски”)

- китайский термин для «зеленого семейства» и «черного семейства».

иризация

- процесс восстановления металлов из окислов в глазури, создающий на поверхности изделий радужную серебристую оболочку.

К -

каолин (от кит. гаолин – “высокие холмы”)

- пластичная белая глина (водный силикат алюминия), компонент фарфоровой массы; залежи белых глин обнаружены в Китае в окрестностях с. Гаолин.

кенди

- сосуд с носиком для экспорта в Юго-Восточную Азию и Индию.

кинрандэ (яп. «золотая парча»)

- техника росписи, появившаяся в XVI веке., когда на темную железную красную накладывается изощренный растительный орнамент золотом; изделия главным образом предназначались для экспорта в Японию.

клер-де-лун (фр. “свет луны”)

- глазурь нежного голубовато-зеленоватого цвета, появляется в период Сун (X-XVII вв.).

клуазоне (от фр. клуазон – “перегородка”)

- техника декорировки керамических изделий, заимствованная у перегородчатой эмали на поверхность изделия по рисунку наносятся глиняные жгутики, образующие ячейки, заполняемые цветными глазурями.

ко-сомэцкэ (яп. «старый кобальт»)

- расписанные кобальтом изделия “переходного” периода (20-80е гг. XVII в.), предназначенные для экспорта в Японию.

краак (от исп. каррака - "большой грузовой корабль")

- тип китайских экспортных изделий первой трети XVII века для экспорта в Голландию и Японию, которые расписывались кобальтом с характерным разделением поверхности на сложные клейма.

кракелирование

- искусственное создание на глазури после обжига мелких трещин.

кракле (фр. “покрытый трещинами, кракелюрами”)

– сетка трещин на сосудах, иногда обозначаются немецким термином “цек”.

Л -

линлун

- ажурная резьба по фарфоровому тесту.

лунцюаньяо или лунцуань (кит.)

- изделия с глазурью зеленоватого цвета, получаемой в результате добавления окиси железа; производились в печах Лунцюань (пров. Чжэцзян); в Европе получили название селадоны.

М -

мусикуй (яп.)

- глазурь с многочисленными раковинами, разрывами, напоминающая «бумагу, изъеденную червями»; встречается на китайских изделиях “переходного” периода (20-80е гг. XVII в.), которые высоко ценились японскими тядзинами – мастерами чайной церемонии.

мэйпин (кит.)

- ваза с грушевидным туловом и очень узким коротким горлом, предназначалась для одной ветви цветущей сливы мэйхуа.

Н -

О -

П -

Р -

розовое семейство

– полихромная надглазурная роспись с преобладанием нежно-розовой эмали, появившейся в Китае примерно 10-20е гг. XVIII в.; краска получается в результате добавления в эмаль небольшого количества трихлорида золота. Оттенок эмали зависит от температуры обжига, - например, при температуре 600-700 градусов она приобретает холодный фиолетовый тон. В гамму росписи помимо розовой включается зеленая, желтая, фиолетово-синяя эмали, а также железная краска.

С -

саньцай (кит. “три цвета”)

- роспись зеленой, коричневой и желтой эмалями, появляется в период Тан (VII-X вв.).

сватоу (кит. иск. от г. Шаньдоу)

- мастерские в провинции Фуцзянь, производившие керамику с тяжелым плотным черепком и нарочито-примитивной росписью бирюзовой, черной эмалями и железной красной.

селадон

– европейское название китайских изделий типа лунцюаньяо, покрытых глазурью зеленоватого цвета. Термин “селадон”, по одной версии, восходит к арабскому слову “саладун”, - “твердый”, т. к. изделия лунцюаньяо имели твердый тяжелый черепок; по другой версии, происходит от имени героя буколического романа Оноре де Юрфэ “Астерия” (XVIII в.), томного пастушка Селадона, который носил одежду с лентами серо-зеленого цвета.

сёнсуй (яп.)

- тип фарфора “высокого переходного» фарфора (40-60-х гг. XVIII в.) с росписью кобальтом, названного по имени японского мастера Городайю-го-сёнсуй.

Т -

тэнкэй (японская транскрипция девиза правления Тяньци)

– “ранний переходный” фарфор 20-30-х гг. XVII в.; для экспорта в Японию; в отличие от ко-сомэцкэ расписывался не только кобальтом, но и эмалями.

У -

уцай (кит. “пять цветов”)

- сочетание подглазурной росписи кобальтом и надглазурной росписи эмалями и железной красной. Расцвет в XVI в.

уцзинь (кит. “черное золото”)

- монохромные изделия, покрытые черной блестящей глазурью с легким люстром; в Европе назывались “черное зеркало”.

Ф -

фалан (кит.) – техника росписи эмалевыми красками.

фламбэ (фр. “пламенеющая”)

- глазурь на основе окислов меди с пурпурно-фиолетовыми потеками, в Китае для нее используется термин “яобяньхуа”.

фэнцай (кит. “брызганый кобальт”)

- китайский термин длятехники нанесения кобальтового порошка через трубочку на влажный неглазурированный фарфор, в Европе получил название “блё пудре”.

фэйцуй (кит.)

- глазурь ярко-бирюзового оттенка, которую в Европе называли “турецкая голубая”, а в Китае – “цвета зимородка”.

Х -

ху (кит.)

- сосуд грушевидной формы с коротким цилиндрическим горлом.

хэйци мяоцзинь

– белый рисунок на белом фоне.

Ц -

цзихун (кит. “бычья кровь”)

- монохромные изделия с пурпурно-красной глазурью на основе медных окислов.

цихун (жертвенно-красная)

- см. «бычья кровь».

цзюньяо (кит.)

- тип керамики с глазурью голубого цвета с неровными малиновыми, фиолетовыми ореолами, пятнами.

цзяндоу (кит. “пестрая фасоль”)

- глазурь на основе медных окислов пурпурно-коричневого цвета, расписанная зеленоватыми пятнышками; европейский термин для такой глазури – “кожура персика”.

цзянъяо

- см. Дэхуа.

цыци (кит.)

– китайский термин для обозначения фарфора и керамики.

цычжоу-яо (кит.)

- изделия печей Цычжоу провинции Хэбэй с черепком цвета слоновой кости, покрытый монохромной или двухцветной росписью.

Ч -

чжуань хуань ци (кит. “переходный фарфор”)

- фарфор, создаваемый в два последние правления Мин и начала Цин, включая ранний Канси (1620-1680е).

чжэньтотай (кит. “бестелесный”)

– фарфор с необыкновенно тонким, легким и просвечивающим черепком, называемый в Европе “яичная скорлупа”.

Ш -

шинуазри (фр. досл. “китайщина”)

– европейский стиль, основанный на включении дальневосточных фантазийных мотивов в искусство рококо в связи с модой на Китай.

шуйюй (кит. “драгоценная вода”)

- сосуд для добавки воды в тушь.

Щ -

Э -

эмаль

- сплав свинца, олова, различных окислов с бурой, стекольным порошком и кварцем.

Ю -

Я -

яичная скорлупа (чжэньтотай — “бестелесный”)

- фарфор с необыкновенно тонким, легким и просвечивающим черепком. см. чжэньтотай.

яобяньхуа

- см. фламбэ.

янцай - (кит. дословно “иностранные краски”)
 - полихромная роспись, для которой в Китае применяли краски, первоначально привозимые из-за границы; в Европе такие изделия классифицируются по различным семействам в зависимости от цветовой гаммы: “зеленое”, “черное”, “розовое”.


Назад в раздел